ИСТОРИЯ УСПЕХА: СТОПЗАВОД.РУ
Статья об успешной борьбе со строительством мусоросжигательного завода в Москве в 2008 году
НАЧАЛО КАМПАНИИ
На сегодняшний день в Москве ежегодно захоранивают около 4 млн т отходов. При этом власти утверждают, что свалки переполнены, кроме того, они отравляют окружающую среду, и вопрос «Что делать с мусором?» стоит очень остро.

Власти города предлагают кардинальное и, казалось бы, самое простое решение – уничтожать мусор сжиганием. Согласно постановлению московского Правительства № 313-1111 от 22 апреля 2008 г., к 2015 г. в городе должны быть построены заводы, которые будут сжигать около 3 млн т столичного мусора. При этом процессе будет образовываться около 1 млн т золошлаковых отходов. Они токсичны, поскольку при сжигании медицинских и электронных отходов, строительных материалов, лаков, красок и некоторых других компонентов бытовых отходов высвобождаются или вновь образуются опасные для здоровья вещества.

Знаменитое постановление Правительства Москвы № 313-1111, которое чуть позже всколыхнуло всю столицу, заставив многих людей посетить общественные слушания по проекту Генерального плана города до 2025 г., вначале предполагалось провести совершенно незаметно. 11 марта 2008 г. правительство Москвы на своем очередном заседании одобрило концепцию постановления «О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в г. Москве». «Утечка» информации о содержании документа произошла четырьмя днями ранее из Мосгордумы, экологическая комиссия которой сочла, что «…проект постановления не вписывается в рамки городского закона, который был принят в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, а также сбережения природных ресурсов». Эти две даты и просочились в СМИ.

Кампания по остановке планов строительства в Москве мусоросжигательных заводов (МСЗ) возникла достаточно спонтанно, так как на следующий день после публикации сообщения из Мосгордумы нам стало понятно, что витавшие много лет в воздухе идеи о мусоросжигательном заводе в каждом округе Москвы начинают воплощаться в жизнь. Первая мысль пришла мгновенно: использовать интерактивные контакты мэра – электронную почту, пейджер и сайт, чтобы начать «закидывать» администрацию обращениями против принятия проекта постановления. Было отправлено около 3 тыс. обращений. Шаблонного текста не было, люди писали сами, получив базовую информацию с сайта Гринпис. Информация рассылалась по волонтерским рассылкам, через блоги и в письмах сторонникам организации по всей стране.

Фото В.Кантора / Гринпис
Эффект был один: о факте подписания постановления мы узнали из юридической базы данных, СМИ ничего не сообщали (ну, или мы не смогли это отследить). Впрочем, для данной кампании дата получения окончательных сведений не имела большого значения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУПП
На волне этой небольшой интернет-кампании возникла первая инициативная группа. В Зеленограде начал работать сайт http://www.stopzavod.ru/. В инициативной группе – три человека. Инициатива исходила от местного жителя Павла Носикова. Вот как он сам это описывает:
«О планах строительства МСЗ в Зеленограде я узнал в апреле, совершенно случайно – знакомый прислал ссылку на 313-е постановление Правительства Москвы, где говорилось о строительстве в моем городе двух таких заводов. Он меня просто пожалел. Сначала я ничего не планировал делать, но потом стал внимательно изучать проблему и пришел к выводу, что никакие заводы Зеленограду не нужны. Тогда решил создать сайт, выложить на нем информацию о проблеме и простую форму для сбора подписей против строительства МСЗ. Ссылку на сайт разослал по сотне знакомых. В первый же день было собрано 1 000 подписей. Потом люди сами стали откликаться, писали письма в различные инстанции, появились те, кто был готов помогать. Так и создалась инициативная группа.
Основная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, – это лицемерие властей. На словах администрация заявляет, что готова с нами взаимодействовать, а на деле всячески подавляет наши инициативы и попытки распространить информацию, используя давление на тех, кто с нами сотрудничает. Например, мы разместили плакат в кинотеатре «Электрон», заплатив за рекламное место. А через две недели представители кинотеатра сказали, что их попросили наш плакат убрать. Кинотеатр вернул нам деньги, плакат сняли и больше разместить там какую-то информацию нам не дали. Так же произошло с выставкой детских рисунков. Выставку просто закрыли, а директор дома культуры сказала, что это ее личное решение, хотя мне было понятно, что на нее тоже надавила городская администрация. Все ведь делается неофициально, и чиновники имеют свои рычаги воздействия.
Мне кажется, что решение о строительстве заводов принято необдуманно. Многим это решение не нравится. С ним нельзя просто согласиться. И хотя люди не верят, что можно что-то изменить, я стараюсь действовать и как хозяин своей жизни влиять на происходящие события. Мы сотрудничаем с компаниями, которые могут предложить технологии альтернативного обращения с отходами.
Понятно, что в нашей стране законы могут не соблюдаться, но положительные примеры тоже есть. Вспомним ситуацию с байкальской трубой, с монетизацией льгот. У меня есть надежда что-то изменить».


Павел Носиков
местный житель
На базе зеленоградского сайта появился сайт инициативной группы из района Ясенево: http://uzao.stopzavod.ru/. Эта группа стала самой мощной и в результате ее работы у властей Москвы в какой-то момент язык перестал выговаривать фразу «МСЗ в Ясенево». Один из создателей группы, Сергей Куприянов, описывает процесс следующим образом:
«Мы узнали о строительстве МСЗ вообще случайно. Девушка, которая живет в нашем районе, прочитала постановление № 313 и стала всем рассказывать, что у нас правительство хочет построить МСЗ. Нашлись те, кому это было небезразлично. Стали искать информацию, связались с Павлом из Зеленограда, решили запустить свой сайт и тоже собирать подписи. На встрече единомышленников решили создать инициативную группу. Произошло все достаточно быстро. Начали общаться где-то с октября 2008 гик январю 2009 г. уже собрали около 20 тыс. «электронных» и 17 тыс. «бумажных » подписей.
Инициативная группа работает с декабря 2008 г.. Надо сказать, что как только мы сформировали инициативную группу, мы позиционировали себя для власти не только как люди, которые выступают против строительства МСЗ, но и как группа, которая будет контролировать ситуацию с природоохранным законодательством в районе в целом. Сейчас в нашей группе 21 человек и около 300 сторонников. Могу сказать, что безразличных людей встречается все меньше и меньше. Инертность в случае, когда вопрос касается окружающей среды, проходит.
Если говорить о проблемах, то первая – отсутствие доступа к информации. Мы попросили в Мосэкомониторинге документы о состоянии воздуха в нашем районе, а нам пришло письмо, что «все у вас нормально, не беспокойтесь». Реальных документов о химическом составе воздуха нам никто не предоставил. И это происходит сплошь и рядом, когда на конкретные вопросы мы получаем расплывчатые и неконкретные ответы.
Вторая проблема состоит в том, что представители власти любыми способами пытаются нас заболтать и утопить в бесконечных совещаниях. Например, нам предлагают создать рабочую группу на постоянной основе. Но на наши вопросы о том, что это за рабочая группа, какими она обладает полномочиями и для чего создается, ответить не могут. И так происходит постоянно.
Я уверен, что решение о строительстве МСЗ было принято спонтанно, не рассматривалось никаких альтернативных вариантов и, конечно, не обошлось без серьезного лоббирования со стороны ГУЛ «Экотехпром». Эти планы были утверждены втихаря, и только случайно они стали достоянием общественности. Думаю, что правительство должно отменить свое решение. А мы будем этого добиваться».


Сергей Куприянов
один из создателей группы в Ясенево
Самой последней появилась инициативная группа в Тушино, которая также создала свой сайт – http://tushinec.ru/zavodamnet/, где размещается информация о планах строительства МСЗ в Тушино и в целом в Москве, связанных с ними событиях и общественной кампании, проводится сбор подписей против строительства завода в Тушино (к концу 2009 г. собрано около 10 тыс. подписей).
ВЫХОД КАМПАНИИ ИЗ ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРНЕТА НА УЛИЦЫ
Гринпис России тем временем (май 2008 г.) начал перевод общественной кампании против решения Правительства Москвы о строительстве мусоросжигательных заводов из интернет-пространства, которое ранее было единственной площадкой всех общественных групп, на улицы. Кроме того, кампания, возникшая на уровне Москвы, расширилась до масштабов страны. Был запущен сбор подписей под обращением к Президенту РФ Д. А. Медведеву:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В начале 2008 г. в Москве и Санкт-Петербурге городские власти приняли экологически опасные и экономические непродуманные решения о строительстве мусоросжигательных заводов (МСЗ) в черте города. Также появилась информация о том, что МСЗ планируются в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Якутске.

Вы, безусловно, знаете, что строительство МСЗ не является решением проблемы отходов. В своем выступлении на Совете безопасности России Вы указали, что единственным способом решения проблемы отходов является переработка.

Мировой опыт свидетельствует, что безопасных мусоросжигательных технологий не существует. Никакие санитарно-защитные зоны не смогут защитить людей от масштабных токсичных выбросов. К тому же ни в одной европейской стране не ведется сжигание неподготовленных отходов.


Более того, массовое строительство МСЗ в России ставит под угрозу реализацию национального проекта «Здоровье».

Сжигание – это тупиковый и самый затратный способ обращения с мусором. Весь мир стремится уменьшать количество вновь образующихся отходов, как можно полнее перерабатывать отходы, уже на стадии разработки новых товаров знать пути их утилизации.

Мы призываем Вас незамедлительно принять решения о моратории на строительство новых мусоросжигательных заводов и скорейшей разработке пакета законов, нацеленных на безопасное решение проблемы отходов у нас в стране – создание системы раздельного сбора и вторичной переработки ТБО.
В поддержку сбора подписей и для облегчения получения информации по проблеме для всех, кому это необходимо, начал работать сайт http://www.stopmsz.ru/, и одновременно стартовал марафон действий против МСЗ. «Лицом» марафона стал Мусор Ресурсович Вторичный, персонаж с «интересной судьбой», которая должна заинтересовать правозащитников. А если серьезно, то впервые на моей памяти в России для коммуникации по проблемам мусора был предложен положительный персонаж, который сильно поменял отношение очень большого количества людей к мусору. Мнение, что мусор – это что-то грязное и страшное, от чего надо немедленно избавляться, в Москве и Санкт-Петербурге перестает доминировать в обществе. Это факт, поскольку социологические опросы, а также интерактивный опрос на сайте Правительства Москвы говорят о том, что около 75% населения готовы участвовать в раздельном сборе мусора. Более подробно о «похождениях» Вторичного и о самом марафоне действий можно прочитать на сайте.
Фото В.Кантора/ Гринпис
К годовщине заявления первого вице-премьера Правительства России Д. А. Медведева, сделанного им на заседании Совета безопасности РФ 30 января 2008 г., о том, что «сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов» и что «действительно современный вариант ответа на ситуацию – это создание в стране целой отходоперерабатывающей индустрии», инициативные группы и Гринпис собрали более 100 000 подписей под обращением к Президенту РФ Д.А. Медведеву, которые 5 февраля 2009 г. были переданы с сопроводительными письмами в Администрацию Президента РФ (96 555 подписей было передано исполнительным директором Гринпис России и более 18 000 – инициативной группой из Ясенево).
О ГЕОГРАФИИ КАМПАНИИ
Даже самый приблизительный анализ географии подписавших обращение против сжигания мусора и за переработку отходов позволяет сделать достаточно любопытные выводы. Участвует не только вся Россия, но и наши соотечественники из дальнего и очень дальнего зарубежья.
Наибольшее количество подписей поступило к нам из Москвы (около 40%), Московской области (больше 20%) и Санкт-Петербурга (около 15%), что вполне объяснимо, поскольку именно в этих регионах наиболее велика опасность строительства заводов. Довольно много подписей пришло из городов-«миллионеров» и крупных промышленных центров. Люди, живущие там, очевидно, прекрасно понимают, что в перспективе МСЗ могут добраться и до них.
Подписи пришли из абсолютного большинства российских регионов (за исключением Ингушетии, Тывы, Республики Алтай и Чукотки). Несколько подписей нам прислали из Грозного! Помимо этого «отметились» почти все бывшие республики СССР. Из европейских государств представлены Чехия, Болгария, Финляндия, Швеция, Исландия, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Греция. Довольно много подписей пришло из Израиля. Подписи присылали нам также из Японии, США, Канады и даже из совсем далеких Новой Зеландии и Доминиканской Республики. Так что и вдали от России многим "нашим" небезразлично происходящее на их родине.

Обращение было отправлено Администрацией Президента РФ министру природных ресурсов, который о нем благополучно забыл на год и вспомнил только после того, как в стране возникла еще одна инициативная группа, но об этом чуть позже.
ПОИСК СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗ СЖИГАНИЯ
Тем временем инициативные группы продолжали поиск способов решения проблемы ТБО без сжигания – на сегодняшний день их восемь, информация о них размещена на сайте зеленоградской группы. Гринпис опубликовал технико-экономическое обоснование внедряемого в Санкт-Петербурге проекта под названием «Мусорная революция», который основан на нетермических способах решения проблемы ТБО.

В опубликованных материалах приведено сравнение технологий прессования, сортировки, компостирования и сжигания ТБО с точки зрения затрат на снижение объемов мусора на 1 м3. Расчеты проведены на примере Москвы, поскольку, во-первых, с 2001 г. объем и состав отходов многих городов приблизились к московским, а во-вторых, такие показатели характерны для всех территорий с возросшим уровнем потребления.

На основании полученных результатов была составлена оптимальная по соотношению затрат и снижения объемов мусора схема переработки отходов, позволяющая решить проблему переполненных свалок при величине издержек, доступной для большинства муниципальных образований России.
Главный вывод заключается в следующем: решение проблемы отходов заложено в них самих. Проблема мусора – это, в первую очередь, проблема объема, который он занимает. Таким образом, «мусорная революция» состоит в том, чтобы внедрять технологии, которые позволят максимально снизить объемы отходов при минимальных затратах.
Технология сжигания, хотя и позволяет снизить объемы отходов на 90%, оказалась самой дорогостоящей – 357 руб. за 1 м3отходов, поступивших на переработку. В то же время комбинация из сортировки, компостирования и прессования намного эффективнее. Даже при смешанном сборе отходов она позволяет снизить объемы мусора на 88%, и стоить это будет всего 222 руб./м3. Если же сухие отходы собирать отдельно от влажных и загрязненных, то затраты на их переработку будут еще ниже – примерно 60 руб./м3, что примерно соответствует расценкам на захоронение и в шесть раз дешевле сжигания.

Таким образом, если даже не принимать во внимание токсичность выбросов, сбросов и отходов мусоросжигания, эта технология не имеет перспектив по экономическим соображениям. Оптимальной же схемой признано разделение отходов на три потока: сухие (их можно сортировать и продавать в качестве вторичного сырья); влажные (их можно подвергнуть биологическому разложению) и не подлежащие переработке (их можно прессовать для уменьшения объема). Таким способом можно при минимальных вложениях сократить объемы мусора в 25 (!) раз – до 4% первоначального количества.
Правительство Москвы приняло этот документ, оговорившись, правда, что выделить земельные участки не представляется возможным, так как в постановлении 313-ПП (то самое, для замены которого ТЭО и было разработано!) под предлагаемые объекты не предусмотрены земельные участки.

В 2009 г. начал работать объединенный форум всех инициативных групп по проблеме мусоросжигательных заводов http://forum.stopzavod.ru/ – снова на базе зеленоградской инициативной группы.

В марте 2009 г. инициативные группы Москвы активно обсуждали позицию Министерства регионального развития РФ о том, что переработка отходов позволяет снизить их объем на 30%, и необходимость решения вопросов о МСЗ на референдуме Москвы и Московской области. Однако дальше письма, в котором министерство излагает свою позицию, дело не пошло.

Между тем проблема исчерпания объемов полигонов поднималась еще в постановлении Правительства Москвы от 5 мая 1992 г. № 239 «Концепция откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года» (п. 1):

«...потенциальные возможности существующих полигонов захоронения ТБО будут исчерпаны:
– для полигона «Хметьево» в 1994 г.,
– для полигона «Икша» в 1993 г.,
– для полигона «Тимохово» в 1996 г.».

Вопрос о том, почему с 1992 г. в Москве ничего не делалось для решения проблемы отходов, до сих пор висит в воздухе.
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА УЧЕНЫХ И ЕЕ ВЫВОДЫ…
И вот теперь пришло время рассказать о последней на момент написания настоящей статьи инициативной группе, которую организовал А.В. Яблоков и которая получила название «группа ученых». Эта группа тоже направила письмо Президенту Д. А. Медведеву. Первую подпись под письмом поставил Л.Я. Шубов – один из патриархов мусорной отрасли страны, доктор наук, профессор. По счастью, письмо удалось вручить лично в руки адресату. Президент наложил резолюцию: поручить министру природных ресурсов Ю. П. Трутневу разобраться с этим обращением в кратчайшие сроки.
10 апреля 2009 г. в Министерстве природных ресурсов (МПР) РФ прошло совещание, на котором были распространены материалы, подготовленные совместно Гринпис России и Российским Зеленым крестом, доказывающие, что альтернативная технология позволяет достигать лучших результатов в области переработки отходов: снижения массы отходов до 20–24%, а объема – до 4–12% их первоначальных значений.
По сравнению со сжиганием отходов альтернативная технология требует значительно меньших капитальных затрат, ее использование снижает стоимость переработки отходов и уменьшает вредные выбросы в окружающую среду (как по валовому объему, так и по опасности). Было показано, что на российском рынке присутствуют предприятия, способные поставлять как готовые комплексы, работающие по данной технологии, так и отдельные технологические линии, которые могут быть объединены в рамках комплексной технологии. На совещании практически всеми учатниками подчеркивалось, что данные о величине наиболее опасных выбросов (диоксинов) трех мусоросжигательных заводов, действующих на территории Москвы (в течение их эксплуатации – как до, так и после реконструкции), отсутствуют. Эти данные (как и данные о состоянии здоровья проживающих в зоне действия трех существующих МСЗ), скорее всего, целенаправленно скрываются от общественности. Было отмечено отсутствие концепции оснащения новых шести мусоросжигательных заводов, которые планируется построить на территории Москвы, эффективными очистными сооружениями, исключающими выбросы диоксинов.

Вроде, все очевидно. Однако, то ли лобби у МСЗ сильное, то ли сотрудники министерства не разобрались в вопросе, но в своем письме Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элле Памфиловой министр Трутнев доказывает, пользуясь совершенно фантастическими цифрами, безопасность мусоросжигательных заводов на примере существующих МСЗ Москвы: он сообщает, что всего три сравнительно небольших завода выбрасывают 161 г диоксинов в год. Для сравнения: эмиссия всей промышленности ФРГ в два раза меньше, а количество диоксинов, выбрасываемых тремя московскими МСЗ, содержит в себе 500 млн годовых допустимых доз для человека.
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ РАЗВИТИЯ МОСКВЫ ДО 2025 ГОДА
С 23 июля по 19 августа 2009 г. проходили публичные слушания по актуализированному Генеральному плану развития Москвы до 2025 г.. На с. 96 кн. 1 Генерального плана все мусоросжигательные заводы оказались поименованными. В первый день работы градостроительной экспозиции инициативная группа из Ясенево направила в Москомархитектуру комментарии к генеральному плану, которые затем были растиражированы несколькими тысячами людей по всей Москве на всех площадках публичных слушаний. Эти комментарии вызвали замешательство московской власти, которое вылилось в заявление главы столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонида Бочина о том, что из-за отсутствия денег до 2025 г. МСЗ в Москве построены не будут.

Впрочем, меньше чем через сутки стало понятно, что успокаиваться общественности пока рано. Уже на следующий день после заявления Бочина главный архитектор города А.В. Кузьмин предложил (оговорившись при этом, что ничего в проблеме не понимает) вместо запланированных ранее пяти-шести мусоросжигательных заводов построить больше, но снизив их мощность, «либо, наоборот, сконцентрировать их где-то».
«УСЛОВНО МОДЕЛЬНЫЙ» МЗС № 2
Кампания выявила колоссальную некомпетентность властей всех уровней в проблемах, касающихся обращения с отходами. Об этом говорит история, которая только начинается к моменту написания настоящей статьи. Дело в том, что пытаясь доказать безопасность МСЗ, МПР РФ направило на «условно модельный» МСЗ № 2 (все экскурсии в поддержку МСЗ проводятся именно на этом заводе) комиссию Росприроднадзора, с большой помпой раструбив об этом факте. Через месяц поступило сообщение, что проверку решено продлить еще на месяц, так как в Москве нет необходимой аналитической базы. Затем наступило молчание. И оно бы длилось вечно, если бы не инициативные группы, которые добыли протокол проверки.
Получился конфуз. Инспекторы Росприроднадзора отправились на завод после жалобы живущей поблизости москвички, уверявшей, что из-за предприятия стало «нечем дышать». Не стоит обсуждать, как простая москвичка смогла вызвать целую внеплановую комиссию центрального аппарата Росприроднадзора. Проверка завершилась 23 июня 2009 г., и по ее итогам был составлен акт № 09-00-07/3А, в котором оказалось немало любопытного.
Начать следует с того, что с 2004 г. 65 тыс. т мусора в год на заводе сжигалось нелегально. История вышла довольно запутанная. В декабре 2004 г. на МСЗ № 2 запустили в эксплуатацию третью линию сжигания мощностью 65 тыс. т/год. Официально эта линия была принята приемочной комиссией лишь в мае 2006 г., а ее экологическая экспертиза проведена департаментом Правительства Москвы в декабре 2006 г. Государственной экологической экспертизы проекта не проводили вовсе, что и выявила апрельская комиссия Росприроднадзора. Другими словами, уже пять лет на заводе незаконно работает одна линия сжигания.

Но любопытно даже не это. В мае 2006 г. первый заместитель мэра Москвы провел государственную приемку мусоросжигательного завода № 2 мощностью 160 тыс. т/год. При этом три линии сжигания завода имеют мощность 65 тыс. т/год каждая, что в сумме дает 195 тыс. т/год. Интересно, а что же происходит с лишними 35 тыс. т? И как так получается, что в апреле 2008 г. Правительство Москвы предполагает реконструировать завод с тем, чтобы повысить его мощность с 130 тыс. т/год до 180 тыс. т/год, приняв в 2006 г. завод мощностью 160 тыс. т/год?

Помимо этих странных несовпадений, инспекторы Росприроднадзора выявили немало других нарушений. В 2008 г. завод без разрешения выбросил в атмоссферу дополнительно 4 кг оксида марганца, который в Москве имеет 3-й класс опасности. Также в золошлаковых отходах завода была обнаружена ртуть, что ставит под сомнение постоянные утверждения сторонников МСЗ, что зола и шлак безопасны.
Дальше – хуже. Технические осмотры системы очистки газов на заводе не проводятся. Кроме того, фактическая эффективность газоочистных установок по диоксинам и фуранам ниже заявленной в паспортах газоочистных установок проектной эффективности. Вместо декларируемой эффективности 99,99% в паспорте указана эффективность 98%, а фактическая составила лишь 95,89%. Если кому-то 4% покажутся несущественными, следует заметить, что снижение эффективности газоочистки даже на 1% увеличивает выбросы диоксинов практически в два раза.Можно предположить, что молчание пресс-службы МПР, которая с большой помпой освещала начало проверки МСЗ № 2, о ее результатах было вызвано описанным выше актом проверки. И если бы не граждане, которым надоел обман властей, никто бы не узнал об этом. Сам акт проверки и протокол об административном правонарушении, составленный на его основе, переданы в прокуратуру, а протесты продолжаются по всей стране.
Таким образом, вопрос о строительстве мусоросжигательных заводов в Москве и других городах страны до сих пор открыт. Кампания за цивилизованное обращение с отходами в России продолжается. Понятно, что блицкрига не получилось, и все вопросы, касающиеся обращения с отходами, теперь приходится решать открыто и гласно. Главный архитектор Москвы уже обещает дополнительно и отдельно обсуждать схему размещения МСЗ в городе и предлагает сначала определиться с технологическими решениями, а потом думать, есть ли под них место. Жаль, что пока не слышно природоохранных и коммунальных властей города.

До конца 2009 г. Правительство Москвы планирует рассмотреть проблему обращения с отходами исходя из того, что в условиях финансового кризиса нужно решать вопросы малозатратно и эффективно.

Остается надеяться, что когда мусор берет за горло, а денег нет, то приходится действительно начинать решать проблему отходов, вместо того чтобы создавать видимость ее решения. В случае с ТБО есть единственный способ – городской заказ на строительство объектов по переработке отходов должен получить тот, кто предложит технологии, обеспечивающие максимальное снижение объема отходов при наименьших затратах.
Алексей Киселев
Гринпис (г. Москва)

* Уроки общественного участия: влияние на принятие экологически значимых решений / РРЭЦ; сост. Л. Г. Богдан. – М., 2009, – 78 с.